Совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом "Об образовании" дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 г. рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования.
В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем.
Отсюда ключевой принцип стандарта - поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через "ворота детской игры".
ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 г. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
|