Организация эффективной совместной работы учителя-логопеда и родителей
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают взрослые в семье сознательно, а большей частью, и бессознательно. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время коррекции речи ребенка и качество велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой учителя-логопеда. Поэтому часто работникам детского сада приходится сталкиваться с таким вопросом: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребёнка пропадут дефекты речи?» Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того факта, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями. Логопед и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним. Родители должны иметь хотя бы самое общее, а лучше конкретное представление о логопедической работе, коррекции нарушений звукопроизношения. Коррекция речи в большинстве случаев является сложным и довольно длительным процессом. Это зависит от характера нарушений: функциональные и органические нарушения. Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием речевой функции в целом: развитием фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи, т. к. дефекты звукопроизношения очень часто проявляются на фоне системного недоразвития речи.
Вся работа по коррекции звукопроизношения делится на 4 этапа:
1-й этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Этот этап продолжительный и характеризуется разнообразием видов деятельности: развитие общей ручной и речевой моторики, слухового восприятия, формирование психических процессов: внимания, памяти и т. д. Очень важна также работа над речевым дыханием, формированием правильного длительного выдоха, развитием голоса.
2-й этап ПОСТАНОВКА ЗВУКА Это процесс формирования артикуляции, обучение ребенка произношению изолированного (отдельного от других) звука. Основная работа – это развитие артикуляционной моторики, подготавливающей правильное произношение звука, отработка артикуляционного уклада. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом, на счет. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц без изменений: вялости и напряжения. Необходимо отработать умение удерживать на определенное время положение артикуляционных органов, переключаемость, достаточный объем движений.
3-й этап АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С физиологической точки зрения это закрепление условно рефлекторных речедвигательных связей на речевом материале. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Этот этап довольно длинный, т. к. связан с развитием психических процессов: произвольности внимания, самоконтроля, быстроты реакции и т. д. В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи (выразительности): логическое ударение, интонация, тембр, темп и ритмика речи.
4-й этап ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации (различение звуков), закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
|