Для каждого возраста существует своя норма.
К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
К двум годам словарный запас малыша составляет минимум 50 слов, ребёнок употребляет предложения из двух-трех слов, Если в 2,5 года у ребёнка не сформирована элементарная фразовая речь, значит, темп его речевого развития отстает от нормы.
Трёхлетний ребёнок от простой двухсловной фразы переходит к употреблению сложной предложения с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). В 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.
В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки, несколько позднее – шипящие.
Звуки [р, л] обычно появляются к пяти годам. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. В данном возрасте ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (овощи, фрукты, одежда, посуда и т.д.).
Родители часто привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники
в три года и затем ежегодно – с профилактической целью.
МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время в помощь родителям появилась масса разнообразных книг.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.
В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики.
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему: например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
* Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка.
* Желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
* Общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.
* Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом.
* Ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Необходимо читать детям книги, соответствующие их возрасту. Во время чтения объясняйте ребёнку новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, в доступной его пониманию форме.
ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ЗАИКАНИЕ?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом.
Детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.
Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно тёмном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры.
Не пытайтесь добиться ответа у ребёнка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребёнку, важно не пропуститьпервые признаки заикания:
* ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
* употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
* повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
* вынужденные остановки в середине слова, фразы;
* затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания необходимо обратиться к неврологу.
Материал подготовила: Филимонова И.Г.
|